Оценка ценных бумаг

Ценная бумага : документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном). Ценные бумаги удобны в организации и функционировании коммерческих субъектов — акции, могут быть кредитными — облигации, векселя и т.д., либо платежными средствами — чеки. Они обеспечивают упрощенную и оперативную передачу прав на материальные и иные блага. Российский рынок ценных бумаг регулируют следующие нормативные документы:

Оценка ценных бумаг необходима в следующих случаях :

  • получения кредита;
  • купли-продажи ценных бумаг;
  • принятия управленческих решений предприятия, например для постановки на баланс;
  • получения наследства;
  • установления стоимости бизнеса, в капитале которого находятся ценные бумаги.

Результатом оценки является официальный Отчет об оценке ценных бумаг. Отчет об оценке представляет собой юридический документ, составленный в соответствии с  Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также удовлетворят требованиям «Федеральных стандартов оценочной деятельности».

 

Документы необходимые для проведения оценки :

  • копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);
  • копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг;
  • виды деятельности и организационная структура компании;
  • копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть);
  • данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов):
    — бухгалтерский баланс
    — отчет о прибылях и убытках
  • последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка);
  • ведомость основных фондов;
  • инвентарные списки имущества;
  • данные о всех активах (недвижимости, запасах, векселях, нематериальных активах и пр.);
  • расшифровка кредиторской задолженности;
  • расшифровка дебиторской задолженности:
    — по срокам образования
    — по видам дебиторской задолженности
    — доля сомнительной задолженности
  • информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним;
  • бизнес-план на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.